Технология строительства автомобильных дорог

От транспортного сообщения зависит экономика региона, связь с другими городами, уровень развития, инфраструктура и другие этапы развития цивилизации.

Автодорожное проектирование тоже не стоит на месте. Инженеры постоянно совершенствуют технологии строительства, чтобы сделать качество покрытий лучше и безопаснее, а их возведение дешевле. Строительство дороги идет поэтапно.

Технология строительства автомобильных дорог

Порядок и технологии укладки подчинены требованиям ГОСТ, СНиП, других законодательных актов. Каждый подрядчик, который занимается прокладкой автодорожных путей, должен следовать законодательным нормам.

Этапы строительства дороги

Условно можно выделить три больших стадии строительства дорог:

  1. подготовка – сбор, заготовка сырья;
  2. транспортировка – доставка материалов к месту застройки;
  3. монтажные работы – все этапы укладки.

Качество автодорожного покрытия зависит от соответствия стандартам, так как в государственных требованиях к строительству автомобильных дорог прописаны нормы, отвечающие за безопасность и комфорт участников движения.

Первый этап строительства автомобильной дороги – инженерные изыскания. Это целый комплекс инженерных мер, направленный на изучение местности. Пропускать этапы проектирования нельзя, так как от качества геодезических и геологических исследований зависит долговечность покрытия.

На основе геодезии составляется проектная документация. В ней прописаны материалы, которые будут использованы для прокладки асфальта, технология строительства грунтовой дороги, анализ рельефа, глубина залегания грунтовых вод, тип грунта, порядок, другие важные данные. Проект обязательно согласуется с заказчиком, а также утверждается в государственных структурах. В проекте также отражается подробная смета.

Непосредственно строительство дороги можно разделить на следующие этапы работ:

  • подготовка территории – расчистка участка, удаление растительности, перенос конструкций, удаление преград;
  • подвоз сырья, спецтехники к месту застройки;
  • земляные работы – выравнивание поверхности, удаление верхнего слоя грунта, насыпи;
  • монтаж водоотводных канав;
  • формирование песчаной «подушки»;
  • распределение финишного покрытия;
  • укладка катком;
  • разметка трассы;
  • благоустройство территории;
  • устройство бордюра.
Этапы строительства дороги

Перед прокладкой новой автодороги подрядчику необходимо проложить «времянку». По ней рабочим предстоит перегонять спецтехнику и материалы на объект. Если укладка асфальта идет на федеральной трассе или предстоит реконструкция существующего пути, необходимо построить временный объездной путь. После окончания строительно-монтажных работ «времянку» разбирают.

Подготовительные работы

Подготовка занимает намного больше времени, чем кажется на первый взгляд. Последовательность строительства дороги:

Подготовительные работы
  • очищение всего участка застройки от грязи, мусора;
  • демонтаж старых построек или покрытия;
  • выкорчевывание пней, удаление растительности;
  • монтаж объезда;
  • обустройство «времянки»;
  • возведение геодезической основы;
  • отвод воды;
  • перенос коммуникаций;
  • выравнивание ландшафта.

Материалы завозят на территорию только после подготовки участка. На этот этап у строителей может уйти несколько недель или месяцев. Работы могут быть осложнены погодными условиями, а также климатическими и ландшафтными особенностями местности.

Создание дорожного «пирога»

Важный этап при монтаже автодороги – правильно сформировать «пирог». Полотно представляет собой многослойную конструкцию. При укладке необходимо точно следовать выбранной технологии строительства автомобильных дорог, чтобы получить долговечное покрытие. Слои дороги:

  • нижний – основание;
  • средний – укрепляющий;
  • верхний – финишное покрытие.

Формирование основания – важный этап прокладки полотна. От этого зависит долговечность и прочность. Начинаются земляные работы с возведения насыпи. Строители последовательно укладывают грунт, а затем трамбуют его катком. Грунт используют с территории прокладки автодороги или завозят отдельно, если он не пригоден для будущей трассы. Для покрытия подходят песчаные, каменистые или супесчаные почвы, а вот торфяные или илистые земли непригодны. Земляную насыпь тщательно разрыхляют, а затем уплотняют катком.

От качества уплотнения зависит структура и однородность покрытия. Чем лучше утрамбован слой грунта, тем устойчивее будет автодорога. При работе учитывают влажность материала, при необходимости его смачивают водой для лучшей трамбовки.

После подготовки основания специалисты приступают к формированию песчаной«подушки». Это несколько слоев щебеночно-песчаной смеси, которые укладываются последовательно на территорию будущей автодороги. Подушка служит для равномерного распределения нагрузки при эксплуатации, а также укрепления покрытия. Первый слой подушки – песчаный. Строители равномерно распределяют песок, толщина слоя – 10-12 см. чтобы песок не смешивался с грунтом, между ними укладывают геотекстиль.

Создание дорожного пирога

Песок тщательно трамбуют, а затем укладывают щебенчатый слой. Для среднего слоя подушки используют материал разных фракций. Финишный слой – мелкозернистый щебень. Правильно уложенное основание – залог качества автодороги. Подушка необходима для амортизации нагрузки. При формировании подушки количество слоев и материалы зависят от выбранной методики, особенности территории, назначения трассы.

После формирования песчаной подушки специалисты приступают к укладке финишного покрытия. В современном строительстве используется цементобетон или асфальтобетон.

Финишное покрытие

Качество и долговечность определяются также материалом, который используется в качестве верхнего слоя, так как он подвержен большему износу при ежедневной эксплуатации. Самые распространенные материалы – асфальтобетон и цементобетон, так как эти материалы хорошо зарекомендовали себя в дорожных работах.

Асфальтобетон предполагает послойную укладку. Технология строительства и ремонта включает послойное распределение щебенки, песка, горных пород, асфальтной смеси с битумом. Количество слоев зависит от предполагаемого трафика, назначения дорожного полотна, особенностей ландшафта, климата.

Цементобетон или литой асфальт обладает повышенной износостойкостью, противостоит механическим повреждениям при постоянной эксплуатации, не разрушается под действием химических реагентов. Но метод укладки цементобетона дороже.

Новые технологии в строительстве дорог

Новые технологии в строительстве дорог

В современном автодорожном деле используются инновационные методики, цель которых создать прочную трассу с высокой эластичностью полотна. Это повышает срок службы полотна, делает его устойчивым к высоким нагрузкам.

Современные технологии строительства дорог дают возможность сэкономить на ремонте, так как требуется он гораздо реже.

Чтобы повысить эксплуатационные свойства автодорог, строители задействуют геосинтетику. Это искусственный, экологически безопасный материал, который продается недорого и легко укладывается.

Применение геосинтетических материалов дает возможность получить стойкое покрытие с противоскользящим эффектом, что повышает уровень безопасности. Использование инновационных технологий и материалов позволяет строителям сэкономить на ремонте, а также сократить сроки, состав работ.

В России геотекстильные полотна пока еще не распространены, они укладываются только в центральном регионе на отдельных участках, так как разработки требуют много времени на внедрение.

Опыт других стран

Ученые других стран также меняют представление об автодорогах, кардинально совершенствуя технологии в духе времени.

  • Инженеры из Голландии создали регенерирующийся асфальт. При укладке специалисты используют токопроводящую ткань, которая формирует слой перед финишным слоем. При появлении на поверхности трещины или другого дефекта, запускается ток, который генерирует тепло и расплавляет битум. Расплавленный битум склеивает части треснутого асфальта, убирая дефект.
  • Японские инженеры придумали способы строительства дорог для борьбы со снежными наносами – полотна с функцией антизаморозки. Технология укладки дорожного полотна включает монтаж трубопровода с горячей водой. Трубы пролегают близко к финишному асфальтовому покрытию и растапливают снег.
  • Прогресс не статичен, ученые работают над созданием экологичных решений, одним из которых стали электромобили. Они продаются везде, их выпускают крупные российские концерны, они безопасны и экономичны. Заправки для электромобилей есть уже практически в каждом населенном пункте.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученые создали целые трассы для электрокаров. Они подзаряжают аккумулятор автомобиля, потребность устанавливать на трассе отдельную заправку отпадает. В дорожное полотно встроены рельсы, которые передают электрический ток автомобилю при движении. Ток подается только при движении автомобиля, поэтому не несет опасности для других участников движения.

Использование инноваций оправдано. Трассы становятся безопаснее, прочнее, требуют меньше времени для укладки. В компании «Адора» инженеры и строители используют инновационные технологии работ по строительству дорог, современные материалы, высокотехнологичное оборудование, чтобы снизить стоимость дорожных работ, получить качественное полотно, которое будет безопасным, прочным, надежным.

 


Оставить комментарий